Задать вопрос специалисту

Приобрети журнал - получи консультацию экспертов

Наверх
Курс НБУ
EUR/UAH
32.00930
RUR/UAH
0.45810
USD/UAH
27.13572
BTC/UAH
15906.0068
 

mostovaya-200

Дорогие друзья!

Помните, пару лет назад все новостные ленты облетело фото с китайскими менеджерами по продажам, стоящими на коленях? Сотрудники проштрафились перед своей компанией, сорвав месячный план продаж, за что им велели час простоять в таком положении посреди моста на виду у всех горожан, да еще и с унизительной бумажкой с именем, фамилией и указанным проступком. И это, на минуточку, в Китае, где потеря социального доверия – страшнее физических пыток. Сложно предположить, насколько эффективной оказалась такая мера пресечения. Может, и правда продавцы с перепугу продали больше продукции в следующем месяце. Хотя дрожащий от страха или озлобленный на руководство «продажник» вряд ли даст хороший результат. Впрочем, как и любой другой сотрудник, будь то в Китае или в Украине, где, возможно, не так изощренно, но иногда с не меньшим усердием и «деликатностью» дрессируют и наказывают персонал.

Разумеется, у всех преуспевающих компаний есть своя система наказаний и, вероятно, отчасти благодаря ей они добились успеха. Страх попасть под горячую руку начальника или лишиться доли зарплаты дисциплинирует и мотивирует часть персонала не опаздывать, не совершать ошибок, не выходить за рамки дозволенного. В то же время постоянное состояние дискомфорта и понимание, что вас дрессируют как собачку, тычут носом в какую-то ерунду (не имеющую отношения к реальной работе), да еще и частенько в особом презрительном тоне (который кадровики, по всей видимости, вырабатывают годами), не могут стимулировать творческую работу. Поэтому неудивительно, что в компаниях с отточенной системой негативной мотивации выживают люди определенного типа – организованные, исполнительные и привыкшие к наказаниям. А инициативные и творческие личности быстро уходят.

Случается также, что руководители слишком увлекаются и не чувствуют границу психологической прочности сотрудников. За этой гранью люди ломаются и перестают верить, что наказания можно избежать. Помните опыты американского психолога-бихевиориста Берреса Фредерика Скиннера? Если собаку систематически бить током в определенных условиях, ее можно обучить, скажем, чего-то не делать. Но если удары током следуют беспорядочно, животное даже не пытается избежать их приближения. Чрезмерное и нелогичное наказание ведет к феномену выученной беспомощности и перестает мотивировать к соблюдению правил.

Конечно, любой адекватный руководитель (и его кадровая служба) понимает, что проявлять неуважение к подчиненным нельзя. Но в кризис хочется напоминать об этом чаще. Многие компании уходят с рынка или сокращают штаты, выдворяя тысячи специалистов на улицу. И панический страх потерять какую-никакую работу и стабильность, в то время когда цены неумолимо ползут вверх, а затягивать пояс дальше некуда, вынуждает сотрудников смиряться с правилами, помалкивать и терпеть удары по самолюбию.

Впрочем, это не значит, что у них нет права выбора. В отношениях между компанией и наемным работником есть две стороны, которые соглашаются на одни и те же правила игры. Если человек по своей воле становится на колени, терпит оскорбления, угрозы, крики, ругань – стоит ли упрекать в этом его руководителя?

С другой стороны, в сложные для компании времена разбрасываться кадровыми ресурсами непростительно. Именно внимание к персоналу может стать самой правильной инвестицией. Когда падают прибыли и приходится вести политику жесткой экономии, у вас может не найтись средств чтобы повысить оклад или наградить сотрудника премией, но вы всегда сможете похвалить работу, сказать спасибо или даже простить ошибку. Ведь благодарность, как и порицание, люди помнят долго. Есть фирмы, в которых специалисты по нескольку месяцев работали без зарплат и премий, оставались сверхурочно, но не уходили. Потому, что отношение человеческое. Потому, что атмосфера хорошая и работа интересная. А будет ли столь лояльным сотрудник, который ненавидит себя за то, что терпит унижения? Вряд ли. Так может все же стоит иногда чуть-чуть ослабить гайки?

До встречи!

Юлия Мостовая,
главный редактор

Что для Вас криптовалюта?

Виртуальные «фантики», крупная махинация вроде финансовой пирамиды - 40%
Чем бы она не являлась, тема требует изучения и законодательного регулирования - 40%
Даже знать не хочу что это. Я – евро-долларовый консерватор - 10%
Очень выгодные вложения, я уже приобретаю и буду приобретать биткоины - 5%
Новая эволюционная ступень финансовых отношений - 0%

Стоит ли разрешить в Украине двойное гражданство?

Да, это нормальная мировая практика - 51.4%
Нет, рано нам - 32.1%
Кому нужно, давно пользуются - 12.4%
Мне все равно - 3.5%